Возврат к списку

Износ шины: что это и как оценить

Износ шины: что это и как оценить

Изношенные шины — это неисправность, при которой запрещена эксплуатация автомобиля. Об этом говорят Правила дорожного движения и здравый смысл. Автовладелец должен следить за состоянием покрышек, чтобы поездки были безопасными. Мы расскажем, почему так важно контролировать износ шин и как его оценить.

Зачем контролировать износ шины

Автовладельцам стоит чаще уделять внимание осмотру покрышек по следующим причинам: 

  1. Характер износа укажет на неисправность. 

Важно оценивать не только скорость истирания, но и его равномерность, расположение наиболее поврежденных участков на покрышке. Например, износ боковой части протектора указывает на разбалансировку колес, проблемы с подвеской. 

  1. Высота протектора важна для сцепления с дорогой. 

Глубина ламелей просчитывается инженерами-конструкторами с учетом свойств резины, размера и назначения шины, предполагаемых условий эксплуатации. Новая покрышка обладает лучшими показателями сцепления с дорогой, хорошо отводит воду, повышает управляемость автомобиля. По мере износа ее характеристики снижаются. Чем меньше глубина протектора, тем выше риск аквапланирования, заноса, и тем больше тормозной путь. 


Согласно результатам экспериментальных исследований иркутских ученых, при износе протектора 90% коэффициент сцепления шины с опорной поверхностью снижается от 24% до 45% в зависимости от нагрузки. 


  1. За езду на изношенных покрышках предусмотрен штраф. 

Статья 12.5 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает наложение штрафа в размере 500 рублей. Сотрудник ГИБДД также может сделать водителю предупреждение и напомнить о необходимости замены старых шин. 


Минимальная допустимая высота рисунка протектора летних шин находится на уровне индикатора износа, а при отсутствии такового определяется по ПДД: для мототехники — 0,8 мм, для легкового и коммерческого транспорта — 1,6 мм, для грузовых автомобилей — 1 мм, для автобусов — 2 мм. 

Остаточная высота протектора зимних шин — 4 мм.


Как понять, что шины изнашиваются неправильно

Необходимо регулярно осматривать колеса. Глубину и равномерность износа протектора оценивают не только во время сезонной смены шин, но и в процессе эксплуатации. На исправном автомобиле шины стираются равномерно по всей поверхности. 

Виды нетипичного износа: 

  1. Центральный. 

Износ центральной части протектора при относительно целых боковинах. Такое истирание характерно для перекачанных шин — пятно контакта становится уже. Рекомендуется каждые 7 – 10 дней контролировать давление в колесах и придерживаться параметров, рекомендованных производителем автомобиля. 

  1. Двухсторонний. 

Рисунок на центральной части протектора выглядит более сохранным, чем на боковых частях. Такой износ указывает на езду с приспущенными колесами. Когда давление в шинах ниже нормы, площадь пятна контакта увеличивается. В результате с дорогой контактирует резина, которая не рассчитана на такие нагрузки. Она стирается быстрее, чем протектор. 

  1. Односторонний. 

Видимый износ только с правой или только с левой стороны говорит о нарушении геометрии осей или о деформации дисков. Рекомендуется проверить постановку колес в автосервисе. Проблема указывает на неправильное распределение нагрузки, поэтому в дальнейшем, если ее игнорировать, может привести к поломкам в подвеске. 

Обычно износ шины с внутренней стороны указывает на отрицательный развал — верхняя часть колеса наклонена к центру машины. Если покрышка стирается с внешней стороны, возможно, присутствует увеличенный положительный развал. 

  1. Износ пятнами. 

Неравномерное и несимметричное истирание говорит о том, что нарушена балансировка колес. Реже так проявляются проблемы с рычагами и амортизаторами. 

  1. Износ в верхней части боковины. 

В норме участок стыка боковины с протектором не должен истираться — он не контактирует с дорогой. Если рисунок в этом месте стерт, значит, покрышка пожевана. Это последствия длительной езды на спущенной шины. Такая резина подлежит замене, потому что «жеванием» повреждается силовая часть каркаса. В колесе возникнет сильный дисбаланс, который не исправить грузами. Если продолжать езду, можно потерять ступичный подшипник. Покрышка будет сильно шуметь, вибрировать даже на малой скорости.  

Устранить перекос шин, определить деформацию дисков можно в шиномонтажной мастерской. Если проблему не нашли, стоит обратиться в сервис для более тщательной диагностики ходовой. 

Скорость износа шин

Срок эксплуатации покрышек зависит от многих факторов: качества резины, ее назначения, особенностей климата в регионе, манере езды водителя и других. Шины могут служить пять лет подряд или прийти в негодность в первый сезон — за этим нужно следить. 

Сколько прослужит летняя резина

Протектор летних покрышек изготавливается из более жесткой резины, которая сохраняет сцепление с дорогой при высокой температуре. В рисунке обычно присутствуют узкие ламели, длинные канавки по всей окружности для отвода воды. Высота протектора составляет 6 – 8 мм. 

Срок годности покрышек по данным производителей — до 10 лет. Срок эксплуатации по ГОСТ 4754 — 5 лет. 


Срок годности и срок эксплуатации шин — это разные параметры. Срок годности указывает период, в течение которого резина сохраняет свои свойства. Со временем она окисляется, что влияет на характеристики колеса. Если шина хранилась в течение 10 лет, ее стоит утилизировать — ездить на такой покрышке опасно, даже если она новая. 


Сколько прослужит зимняя резина 

Протектор зимних шин изготавливается из более мягких и эластичных смесей. Покрышки остаются мягкими при низких температурах, что позволяет им хорошо держать дорогу. Ламели протектора выполняются широкими, высокими до 11 мм. 

Мягкая резина зимних шин изнашивается быстрее, чем на летних покрышках, особенно при езде по твердому сухому асфальту и на жаре. Фрикционные модели (липучки) более чувствительные к истиранию, чем шипованные колеса. 

Срок годности и срок эксплуатации зимних и летних шин одинаковые. Но на практике менять резину приходится чаще. 

Как определить степень износа шин 

Истирание может быть заметно визуально, но это не значит, что покрышки больше не пригодны к использованию. Необходимо измерить глубину протектора. Сделать это можно двумя способами: с помощью индикатора износа или специальным инструментом. 

Индикаторы износа

Некоторые производители добавляют в рисунок протектора своих шин индикаторы износа — специальные метки, высота которых находится на уровне минимально допустимой глубины рисунка. Они могут иметь вид пиктограммы, точки, полосы. 

Например, на шинах Nokian есть фирменный индикатор безопасности вождения DSI. Он имеет вид: «2 – 4 – «капля» - 6 - 8». По мере износа протектора цифры стираются от 8 к 2. Когда первой в ряду остается капля, рисунок шины становится небезопасным с точки зрения аквапланирования. При достижении индикатора 4 производитель рекомендует заменить покрышки на новые. 

Индикаторы износа могут иметь и другой вид, например, сплошной цветной полосы по окружности покрышки. Чем ярче и шире полоса, тем сильнее износ. 

Объемные метки также бывают двух типов: 

  1. Знаки, которые проявляются по мере износа. Как только выступ метки сравняется с поверхностью протектора, шины нужно менять. 

  2. Знаки, которые стираются по мере износа. Индикатор выдавлен в шашке резины. По мере износа отметка становится менее выраженной. Как только индикатор исчезает, шины нужно менять. 

Измерение глубины рисунка

Чтобы установить глубину протектора, понадобится специальный прибор-измеритель, которым пользуются сотрудники ГИБДД, линейка с глубиномером или штангенциркуль. Рисунок измеряют в нескольких местах. Рекомендуется определять глубину протектора как минимум в шести точках по окружности, чтобы получить наиболее точный результат. 


Методика правильного измерения остаточной высоты рисунка протектора описана в пункте 5.5 ГОСТ Р 51709-2001


Как уменьшить скорость износа

Бережное хранение и правильная эксплуатация продлевают срок службы шин. Мы дадим несколько рекомендаций, которые помогут уменьшить скорость износа резины: 

  1. Храните шины правильно. 

Хранить резину нужно в сухом проветриваемом помещении. Резина должна быть закрыта от прямых солнечных лучей. Необходимо защитить шины от попадания химически активных веществ, различных смазок. Колеса в сборе лучше подвешивать или складывать в стопку, покрышки без дисков — ставить на ребро. Если нет возможности правильно хранить шины в домашних условиях, можно воспользоваться услугами специальных складов, которые открыты во многих шиномонтажах. 


Нельзя складывать шины стопкой. Резина деформируется под собственным весом. 


  1. Регулярно проверяйте давление в колесах. 

Контроль необходим сразу после переобувки, через 1 – 2 дня после установки резины и в дальнейшем через каждые 10 – 14 дней. Давление проверяют при резких колебаниях температуры, после поездки по плохой дороге. Если колесо накачано слишком сильно или слабо, нагрузка на резину будет распределяться неравномерно, ускоряя износ.  

  1. Придерживайтесь спокойной манеры вождения. 

Агрессивная езда с резкими разгонами и торможениями способствует быстрому истиранию протектора. Даже самая качественная резина редко выдерживает дольше одного сезона. Когда водитель соблюдает скоростной режим, плавно тормозит и набирает скорость, шины служат намного дольше. 

  1. Не перегружайте автомобиль. 

Автопроизводители указывают максимальную допустимую массу для каждого транспортного средства. Когда водитель загружает багажник сверх нормы, увеличивается нагрузка на колесную ось. Из-за неравномерного распределения тяжести задние покрышки изнашиваются быстрее, чем передние. Кроме того, страдает подвеска и подшипники колес. 

  1. Используйте шины, соответствующие дорожным условиям. 

Если вам регулярно приходится ездить по пересеченной местности, лучше всего иметь специальный комплект покрышек повышенной проходимости. Кочки, ямы, удары вызывают деформации в обычных шинах. При частой езде по бездорожью стандартная резина быстро получит вмятины, на ней могут появиться грыжи, повреждения борта. 


Экспериментальным путем доказано, что на ресурс шин также влияет качество резины, конструкция каркаса, общая масса автомобиля и ее распределение по осям, насыщенность рисунка протектора. 


Аккуратная эксплуатация продлит ресурс покрышек. Шины прослужат несколько сезонов и при этом будут отлично справляться со своими функциями. 

Изношенная резина — это снижение управляемости, риск заноса и аквапланирования. Приезжайте в нашу мастерскую, и мы заменим старые шины на новые по выгодной цене. Записаться на шиномонтаж можно по телефону, указанному на нашем сайте.