Возврат к списку

Сезонная замена шин: требования законодательства в 2024 году

Сезонная замена шин: требования законодательства в 2024 году

Осень и весна — это время смены сезонных шин на автомобиле. Одни автовладельцы принимают решение о замене покрышек заранее, ориентируясь на прогноз погоды, другие ждут, когда температура стабилизируется, и только после этого записываются в шиномонтаж. 

Когда нужно ставить сезонную резину? Как не получить штраф за использование колес, не соответствующих погоде? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье. 

Что говорит закон о замене шин


Согласно п. 5 Правил дорожного движения в период с июня по август на автомобиле должны быть установлены летние шины, с декабря по февраль — зимние. Шипованными покрышками должны оснащаться все колеса транспортного средства. 


По действующему законодательству, эксплуатация автомобиля с покрышками, не соответствующими сезону, запрещена. С 1 декабря 2023 года за нарушение требований пункта 5 ПДД предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Сумма небольшая, но выписать ее могут несколько раз в день. 

В техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 018/2011 содержатся аналогичные требования — водители обязаны устанавливать шины, соответствующие сезону. Власти в регионах могут принимать собственные нормативные акты, но менять сроки можно только в сторону увеличения. Сокращать периоды, предусмотренные ПДД и техническим регламентам, нельзя. 

Начальник главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Михаил Черников в своем интервью ТАСС пояснил, что с декабря по май водители могут использовать не только шипованные шины, но и покрышки с высоким коэффициентом сцепления по льду. На «липучках» можно ездить круглый год.

Почему важно использовать шины по сезону

Штраф — это далеко не единственная и не самая главная причина сезонной «переобувки» автомобиля. Резина для зимы и для лета отличается по всем основным характеристикам. 

Технические особенности

Зимние и летние шины различаются по характеристикам: 

  • Состав смесей. 

Для летних и зимних шин используются резины разной мягкости. Езда на шипованных колесах в теплое время года приводит к ускоренному износу. Шипы деформируются, выпадают. 

  • Рисунок протектора. 

На колесах, предназначенных для движения по гололеду, снегу, более грубый и глубокий протектор. В мягком климате можно использовать шины с европейским диагональным рисунком «елочка» и твердостью по Шору 60 – 65 единиц, а для суровых погодных условий лучше выбирать покрышки с крупным скандинавским рисунком и твердостью по Шору 50 – 55 единиц. 

Летние шины могут иметь разнообразный рисунок, в котором, как правило, несколько глубоких борозд по центру для защиты от аквапланирования и повышения курсовой устойчивости. Рельеф менее глубокий. 

Поведение на дороге

К чему может привести использование шин не по сезону: 

  • снижение управляемости и потеря сцепления с дорогой; 

  • увеличение расхода топлива, когда летом используются зимние шины; 

  • потеря шипов; 

  • увеличение тормозного пути зимой на летних шинах. 

Чтобы лучше понять разницу между покрышками для зимы и для лета, мы свели их основные характеристики в таблицу. 


Летняя резина 

Зимняя резина 

Жесткость 

Более жесткая 

Более мягкая 

Температурная устойчивость 

Хорошо сохраняет форму при высоких температурах, не плавится. 

На холоде теряет эластичность, плохо держит дорогу, становится хрупкой. 

При высокой температуре размягчается, на горячем асфальте плавится и быстро изнашивается. 

На холоде сохраняет эластичность для хорошего сцепления с дорогой. 

Скоростные характеристики 

Обладает меньшим сопротивлением, позволяет развивать высокую скорость. 

Не подходит для высоких скоростей, потому что более тяжелая, обладает большим значением сопротивления качению. 


Когда лучше проводить сезонную замену шин

Нужно ориентироваться на погодные условия в конкретном регионе. Если в Краснодарском крае водители спокойно могут ездить на летних колесах до декабря, то в средней полосе России и в северных регионах снег может выпасть уже в сентябре. 

Когда ставить летнюю резину

По закону переход на летнюю резину возможен уже с 1 марта — все зависит от региона. Автовладельцам рекомендуется дождаться устойчивой теплой погоды со среднесуточной температурой воздуха не ниже +5 ˚С. 

Пока в регионе есть угроза ночных заморозков, «переобуваться» не стоит — утром на дорогах возможен иней, наледь. Автомобиль на летних шинах может не справиться с дорожными условиями. Кроме того, резина, рассчитанная на теплую погоду, на морозе дубеет и быстрее изнашивается. 


Крайний срок смены зимней резины на летнюю согласно ПДД — 1 июня. 



Если автомобиль будет ездить на зимних колесах по жаре, автовладелец получит не только штраф, но и серьезные проблемы с шипами, износом протектора. 

Когда ставить зимнюю резину

Согласно законодательству, шипованные колеса можно использовать с 1 сентября по 31 мая. Опять же, стоит ориентироваться на погоду в регионе. Когда температура воздуха опустится ниже +5 ˚С, пора записываться в шиномонтаж. 

Последствия езды в гололед на летней резине хорошо известны — каждый год практически во всех регионах РФ появляются сообщения о массовых авариях. 

8 января под Великим Новгородом произошло массовое ДТП с участием 66 транспортных средств. В результате происшествия 4 человека погибли, 19 получили травмы различной степени тяжести. Среди наиболее возможных причин аварии эксперты называли шины, не соответствующие сезону, которые были установлены на автомобиле Chery — зачинщике массового ДТП. 

Добавить  видео https://www.youtube.com/watch?v=y4m0wUeecU8


Крайний срок смены летней резины на зимнюю согласно ПДД — 1 декабря.



Законодательство предоставляет автомобилистам переходный период в 3 месяца. Точный срок необходимо определять самостоятельно. 

Когда использовать всесезонную резину

Большинство всесезонных покрышек предназначено для эксплуатации при температурах от -5 ˚С до +10 ˚С. Такие условия характерны для южных регионов России с мягкими зимами. 

В средней полосе всесезонные шины практически не используются. На холоде они становятся более жесткими, чем зимняя резина, и значительно уступают ей по ходовым характеристикам. На сильной жаре такие шины размягчаются. 

Всесезонные покрышки — неплохой вариант на период смены сезонов, когда температура скачет вверх и вниз. В ряде европейских стран автомобилисты имеют по три комплекта шин под разные погодные условия. 


Главным показателем для сезонной смены резины является температура, а не наличие осадков. Например, летние покрышки при -10 ˚С будут малоэффективны даже на сухой дороге. 


Сколько сезонов можно ездить на одном комплекте резины

Срок службы шин зависит от многих факторов: 

  • климатических особенностей региона; 

  • качества дорожного полотна; 

  • манеры вождения; 

  • условия хранения шин и т. д. 

Рекомендуется оценивать состояние колес каждый раз при «переобувке». Новые шины в спокойных городских условиях могут прослужить 5 лет. При агрессивной манере вождения, резких разгонах и торможениях резина может прийти в негодность уже в первый сезон. Покрышки низкого качества также имеют небольшой ресурс. 

Максимальный срок эксплуатации шин — 10 лет с даты выпуска. Даже если колесо выглядит хорошо, стоит заменить его на новое. За 10 лет резина в покрышке окисляется, разрушается, утрачивает свои свойства — ездить на такой шине становится небезопасно. 

Признаки, которые указывают на необходимость срочной замены шин: 

  • глубокие трещины на боковине; 

  • оголение маркера износа на протекторе; 

  • большие порезы, проколы; 

  • деформация шины по борту; 

  • ощущение биения, вибрации в руле, не связанное с поломкой автомобиля; 

  • глубина протектора на летних легковых шинах менее 1,6 мм, на зимних – менее 4 мм. 

Неисправные покрышки меняют на новые, не дожидаясь окончания сезона. 

Правильная сезонная замена шин

Перед тем как установить сезонные покрышки, необходимо внимательно осмотреть их на наличие видимых повреждений, проверить срок годности. 

Ротация

Рекомендуется соблюдать правило периодической ротации — смена шин местами. Схема ротации обычно приводится в инструкции к машине. Смена местоположения обеспечивает равномерный износ всех покрышек, что продлевает срок их эксплуатации. Можно выполнять ротацию каждый сезон или каждые 10 тыс. км пробега. 

Варианты ротаций: 

  • на полноприводных и заднеприводных автомобилях шины меняют по диагонали или по перекрестной схеме;

  • на переднеприводных машинах покрышки с задних колес переставляют вперед, меняя их местами по диагонали;

  • на автомобилях с запаской рекомендуется включать запасное колесо в ротацию

Балансировка

В шиномонтажной мастерской есть оборудование для балансировки колес. Специалист раскручивает колесо и проверяет его на наличие вибрации, биения. Если шина неоднородная по плотности, весу, это можно исправить с помощью грузиков. Балансировка позволит снизить нагрузку на подвеску, рулевое управление, сохранить ресурс подшипников. 


Проверка требуется и для шин, и для колес в сборе.


Контроль давления

Каждый раз после смены шин необходимо проверять давление в колесах. Контроль проводят сразу после установки и через сутки после «переобувки». Рекомендуемое значение давления можно посмотреть в инструкции к автомобилю или на наклейке, размещенной на торце водительской двери. 

Сход – развал

Регулируется угол установки колес — от этого зависит скорость и равномерность износа протектора. Сход – развал важен для правильной геометрии подвески, а значит, для ее бережной эксплуатации. Нарушение угла установки также приводит к повышению расхода топлива и плохой управляемости автомобиля. 


Сезонную смену шин рекомендуется совмещать с диагностикой подвески и тормозной системы. Это повысит безопасность автомобиля при эксплуатации. 


Вопрос – ответ

Можно ли «переобуть» колеса самостоятельно?

Некоторые автовладельцы самостоятельно готовят машину к сезону, если шины меняются вместе с дисками. Снять и установить колесо в сборе можно у себя в гараже — этот процесс ничем не отличается от установки запаски. 

Если у вас только один комплект дисков, лучше записаться в шиномонтаж. В мастерских установлено специальное оборудование для перебортовки колес, и заменить его в домашних условиях невозможно. Кроме того, сотрудник шиномонтажа посмотрит на состояние шин и скажет, есть ли в них дефекты. 

Можно ли поставить на одну ось старую и новую шины с разным протектором?

Согласно ПДД шины на оси должны быть одинаковыми. Не допускается установка покрышек разной конструкции, модели, вида, а также с разным рисунком протектора. 

Кроме того, современные системы помощи водителю (ABS, курсовая устойчивость и другие) чувствительны к разнице между характеристиками колес. Электроника будет сигнализировать о неисправности даже при неравномерном износе покрышек, а тем более — при разном рисунке протектора. 

Чтобы избежать проблем, приезжайте на сезонную замену шин в наш сервисный центр. Мы проверим состояние покрышек, выполним балансировку колес и установим их по выгодной цене.